Прима нового поколения

Наша сегодняшняя собеседница легка и воздушна и кажется сотканной из тысячи невесомых крупинок. У нее большие трогательные глаза, грациозная походка, статная осанка и голос, напоминающий звучание колокольчиков. Она ­ Надира Хамраева, прима­балерина Большого театра.

- Надира, немногим поклонникам известно, что и Ваша мама – Гули Хамраева – много лет посвятила балету и носит звание народной артистки Узбекистана. Давала ли она советы в ту пору, когда вы только учились?

- Она, скорее, предоставляла мне возможность заниматься самостоятельно. Мама старалась держаться в стороне, потому что понимала: я сама должна пройти через трудности, иначе потом придется нелегко. Приучала меня к тому, чтобы я не бегала к ней постоянно за помощью. Но не подумайте, что мама не помогала мне вообще. Как профессионал она давала мне советы. А когда я пришла в театр, то решила, что работать буду только с ней. Могу сказать, что это было непросто. Мама постоянно была мной недовольна, ей хотелось, чтобы у меня все получалось идеально.

- А ее недовольство не охладило ваш пыл?

- Что вы! Я ей обязана буквально всем в жизни. Например, она привила мне стойкий оптимизм. Как-то у меня была травма левой ноги, после которой все пришлось начинать сначала. Я так переживала, что не смогу восстановиться. А моя мама сказала: «Замечательно, что это произошло именно сейчас, а не лет через пять». Или, помню: у меня вытащили кошелек и я ужасно расстроилась. А мама только спросила: «Зачем он тебе? Транжирить? Наверняка какой-нибудь пустяк купила бы». Так что, живя с таким жизнерадостным человеком, перестаешь воспринимать неприятности всерьез.

Из «массовки» в примы выбиться довольно сложно. Какими качествами нужно обладать начинающей танцовщице, чтобы ее заметили?

- Может, это и упущение, но я не прошла весь путь от кордебалета до исполнительницы главных партий. Мне оставалось еще три года до окончания училища, когда меня заметили, взяли на стажировку в театр. Поначалу я исполняла небольшие сольные роли. А уже по окончании училища получила партию Маши в «Щелкунчике». Поэтому, к сожалению, я не знаю, как это сложно – выбиваться из кордебалета. В некотором плане я завидую тем, кто начинал с самых низов, прошел так называемую «школу жизни» Но, разумеется, если руководство видит, что девочка одаренная, то ее «вытаскивают» в солистки.

- А были ли педагоги в училище с вами строги?

- В младших классах у нас преподавала Ойдин Сагатова — жесткий, серьезный и требовательный педагог. Когда учились, нам казалось, что нас учит сам «дьявол в юбке».  Она строила нас по струнке. Сейчас я понимаю, что именно благодаря ей я получила тот фундамент, который помог мне в дальнейшем полностью раскрыться. В старших классах наставником у нас была Тамара Мусаилова. Поначалу мне казалось, что жестче человека просто быть не может. А на самом деле она – добрейшей души человек, мягкий, очень ранимый. Правда, выяснилось это только после выпуска, когда она к нам стала относиться не как к ученицам, а как к детям, которых она вырастила, выпустила из гнезда.

- Бывало ли, что хотелось все бросить?

- Такие ситуации возникают постоянно. В училище были слезы вкупе с обидами и разочарованиями. Но от наших                       нервов не должен страдать педагог. В таких случаях нужно просто взять себя в руки, сосчитать до десяти и спросить себя: «А почему у меня не получается?» Главное – заставить себя работать дальше, а не зацикливаться на негативных эмоциях.

- Какие эмоции вы испытываете перед выступлением? Волнуетесь ли?

- После спектакля я прихожу домой, засыпаю и во сне опять погружаюсь в переживания о том, как станцевала. В итоге частенько просыпаюсь разбитой. Однажды я испугалась, что не справлюсь -  когда в первый раз танцевала Аврору в «Спящей красавице». Я тогда переволновалась так, что меня колотила сильнейшая дрожь, и очень хотелось убежать.

- Убежали?

- Слава Богу, нет. Вышла и станцевала… Я считаю нормальным, когда артист волнуется перед выходом на сцену. А вот если он спокоен, значит, ему просто безразлично происходящее. А волноваться надо, но в меру. Доводить себя до безумия вовсе не обязательно.

 - Поделитесь профессиональным секретом: нужно ли на репетициях выкладываться полностью или следует все же оставлять силы для выхода на сцену?

- Хорошая репетиция – это залог успеха на сцене. Случаются дни, когда ничего не получается, вплоть до падений — от этого раздражаешься.  А на следующий день, глядишь,  что-то начинает складываться. Нельзя быть слишком самоуверенным, думая: «Ой, ну это я уж точно смогу!», потому что надо учитывать все моменты: волнение, свет, зритель, костюм, образ… Балерина без техники – это просто актриса. Сцена «забирает» твое выступление, и зачастую то, что прекрасно получалось на репетиции, на премьере меркнет. Поэтому если не выкладываться, то на сцене может что-то пойти не так, как этого хотелось бы.

- Что вы чувствуете, когда репетиции, наконец, подошли к концу?

- На сцене для меня прекращается работа, я начинаю жить своим героем. Исполняя образы, я «разговариваю» жестами. Ведь балерины, как известно, доносят до зрителя информацию с помощью телодвижений. Мне хочется, чтобы зрителю казалось, что я не просто танцую, но и проживаю роль. Очень важно, чтобы зритель верил артисту.

- У вас есть возможность им­про­­визировать?

- Скажем так: импровизация может быть в образе, но от этого не должна страдать хореография. Усложнить – это пожалуйста. А вот упростить – ни в коем случае.

- Существует ли роль, которую вы мечтаете станцевать?

- Как-то очень давно у нас в Большом шел балет «Сотворение мира». Сама идея постановки, тематика – все это мне очень близко. И кажется, что, если подобрать музыку, причем не обязательно классическую, было бы здорово! Что-то в стиле модерн, минимум декораций, танец босиком. Пусть не будет пируэтов, фуэте… Мне хотелось бы, чтобы была полностью раскрыта пластика танцовщика.

- Какие партии внесены в список заветных?

- «Щелкунчик» — мой первый спектакль, оттого горячо любимый. На втором месте «Жизель», которую я танцевала за день до своего восемнадцатилетия. Но если честно, все мои героини для меня что-то значат, и я каждый раз танцую их по-разному, нахожу в них что-то новое для себя.

- Вы как-то упоминали, что предпочитаете танцевать партии своевольных, коварных героинь, что в силу физических данных не всегда получается…

- Понимаете, тут дело в комплекции. Я сама не позволю себе станцевать партию, в которой буду выглядеть неправдоподобно. Будет смешно смотреться, если на сцену выпорхнет хрупкая, изящная танцовщица и примется танцевать Зарему или Эгину… Или если шестнадцатилетнюю Жизель будет исполнять зрелая женщина – это же нелепо. Лично я такую героиню не полюблю. Если я сомневаюсь, что это моя роль, меня в ней что-то не устраивает, то я совершенно спокойно откажусь.

- На кого вы равняетесь в своей профессии?

- Мой кумир – Майя Плисецкая. Я частенько перечитываю ее биографию. Также слежу за творчеством Дианы Вишневой. Меня поражает ее упорство и трудолюбие. Еще могу сказать, что образцом для подражания для меня, как и для любой дочери, является мама.

- Бываете ли вы в театрах как зритель?

- Разумеется. Конечно, я не могу позволить себе посещение спектаклей каждый вечер, но делаю это довольно часто. Люблю «Ильхом», ТЮЗ, Русский драматический… Когда смотрю на происходящее действие из зрительного зала, то в первую очередь анализирую свою игру. Ведь это шанс попытаться увидеть себя со стороны, поучиться на чужих ошибках, если таковые нахожу. Стараюсь брать на заметку все, что мне интересно.

- А что можете пожелать нашим читателям?

- В первую очередь нужно уважать себя, но не давать себе расслабляться. И не боятся браться за глобальные вещи, уметь рисковать. Не взращивать в себе сомнение, страх и в любой ситуации сохранять здравый смысл, оставаясь самим собой. Пожалуй, это все.

Лишние четыре килограмма

Надира Хамраева весит 44 килограмма. Ей, в отличие от желающих похудеть представительниц прекрасного пола, пришлось в свое время усиленно набирать вес. Из-за непрерывных физических нагрузок ее вес не поднимался выше40 килограммов. Дошло до того, что ей пришлось обратиться к помощи врачей, которые и запретили ей худеть. С тех пор она старается питаться и работать так, чтобы не нарушать привычного режима. И вот что интересно – Надира утверждает, что «лишние четыре килограмма» и поныне доставляют ей дискомфорт, поскольку она привыкла быть легче.

 Камиль ВАЙНГАРТЕН

21.01.2013
Комментарии Всего комментариев: 0

Добавить свой комментарий

 
Поиск по сайту
Авторизация

  • Регистрация
  • Забыли пароль?

Пароль будет отправлен вам на e-mail.

Ваш гороскоп
Овен Овен
Гороскоп на неделю
Овен
Овен – гороскоп на 16.07.2018 - 22.07.2018

Информация отсутствует.

Телец Телец
Гороскоп на неделю
Телец
Телец – гороскоп на 16.07.2018 - 22.07.2018

Информация отсутствует.

Близнецы Близнецы
Гороскоп на неделю
Близнецы
Близнецы – гороскоп на 16.07.2018 - 22.07.2018

Информация отсутствует.

Рак Рак
Гороскоп на неделю
Рак
Рак – гороскоп на 16.07.2018 - 22.07.2018

Информация отсутствует.

Лев Лев
Гороскоп на неделю
Лев
Лев – гороскоп на 16.07.2018 - 22.07.2018

Информация отсутствует.

Дева Дева
Гороскоп на неделю
Дева
Дева – гороскоп на 16.07.2018 - 22.07.2018

Информация отсутствует.

Весы Весы
Гороскоп на неделю
Весы
Весы – гороскоп на 16.07.2018 - 22.07.2018

Информация отсутствует.

Скорпион Скорпион
Гороскоп на неделю
Скорпион
Скорпион – гороскоп на 16.07.2018 - 22.07.2018

Информация отсутствует.

Стрелец Стрелец
Гороскоп на неделю
Стрелец
Стрелец – гороскоп на 16.07.2018 - 22.07.2018

Информация отсутствует.

Козерог Козерог
Гороскоп на неделю
Козерог
Козерог – гороскоп на 16.07.2018 - 22.07.2018

Информация отсутствует.

Водолей Водолей
Гороскоп на неделю
Водолей
Водолей – гороскоп на 16.07.2018 - 22.07.2018

Информация отсутствует.

Рыбы Рыбы
Гороскоп на неделю
Рыбы
Рыбы – гороскоп на 16.07.2018 - 22.07.2018

Информация отсутствует.

Мы в социальных сетях